Главная » Когда граница идет сквозь сердце…
Общество

Когда граница идет сквозь сердце…

Победы звучат армейские песни, над головами реют красно-зеленые знамена. Отметить день пограничных войск сюда пришли несколько сотен уфимцев. Одни из них служили на западных рубежах другие на восточных, кому-то и вовсе пришлось защищать интересы Родины за ее пределами. Объединяет одно: принадлежность к братству под названием пограничные войска России.

Посреди моря фуражек защитного цвета внимание привлекает мужчина в матросской бескозырке с длинными черными лентами. Однако ничего необычного: в погранвойсках есть и морские части.
– Эдуард Муратшин, комендор орудия на сторожевом катере. Годы службы 1984-1986, в запас уволился старшим матросом, – представляется он.
Акваторией его корабля стала река Уссури – та самая, что впадает в Амур. Граница с Китаем проходила как раз по ее середине. Чаще всего ловить приходилось заплывающих в наши воды рыбаков. Хотя, конечно, бывали и более серьёзные ситуации. «Суровые будни вдали от дома и маминых пирожков. Это и нужно, чтоб стать мужчиной. Сначала были полгода учебки в Анапе, потом по распределению попал на Дальний Восток, застава Казакевичево».

Еще одному уфимцу, Александру Дементьеву, пришлось служить в тех же местах, только шестью годами ранее. По его словам, и обстановка тогда была совсем другой, из-за конфликта с Китаем.
– У «той стороны»  были территориальные претензии на остров Большой Уссурийский. Уже потом его разделили на две части, тогда же он полностью относился к СССР.  Объявленной войны у нас не было. Но на соседних заставах случались снайперское дуэли. А напротив нашей  китайцы устраивали провокации, – рассказывает он.

Будучи водителем «ЗИЛ-131»,Александр часто мотался с одной заставы на другую: возил солдат, стройматериалы, боеприпасы. Машина входила в состав мотоманевренной группы. Это значит, что в случае нападения водитель должен доставить бойцов в точку прорыва. И однажды это почти случилось.
– Январь, дня через три после нового года. Вскакиваем по сигналу тревоги, на противоположном берегу – рев двигателей. Штук пять грузовиков, из них выпрыгивает пехота с оружием в руках. Застава тоже рассредоточилась по окопам.   А я за сутки до того вырыл капонир для своего грузовика – один, саперной лопаткой. Руки болели, но тогда сам себе сказал «спасибо».
Мороз стоял такой, что солдатам решили выдать сухой паек. По очереди подходя к «ЗИЛу», они грели его прямо на двигателе, и тут же ели. А к обеду китайцы спокойно погрузились обратно в машины и отбыли восвояси.

О том, что такое холода не понаслышке знает Сергей Тихонов. Поселок Диксон не зря называют воротами Арктики. В этой точке соединились три границы: морская, сухопутная и воздушная. Столбик термометра опускался до минус пятидесяти трех градусов. Но служба есть служба: «погранцы» досматривали сухогрузы и летящие с материка самолеты. Когда заканчивалась полярная ночь, выходили в рейды по побережью.
– Призывался я в восемьдесят восьмом, увольнялся в девяностом. Это был момент резкого усиления разведывательной активности «западных партнеров». Границу с попутным ветром пересекали аэростаты-шпионы, мы их фиксировали и сообщали координаты тыловым частям ПВО, – вспоминает Сергей.
В состав отдельного Арктического погранотряда входила и застава Чокурдах, что в Восточной Якутии. Там срочную служил еще один Сергей, по фамилии Миронов. Будучи связистом, помимо «Калашникова» он носил еще и радиостанцию. С тундрой и ее обитателями подружился во время пеших дозоров.
– Медведи нас не беспокоили, а вот оленей было очень много. Представьте поверхность, ровную как стол. И так до самого горизонта, только редкие заросли карликовых деревьев. В таких местах есть особая специфика охраны границы. Но чего я действительно не забуду, так это северное сияние! Разноцветные всполохи на все небо, от края до края… Очень красиво!

В жару ли, в холод – граница всегда была и будет на замке. И никаких разночтений этого постулата быть не может. Другое дело – когда пограничник охраняет рубежи в сотнях километров от дома. Такая доля выпала воинам Пянджского пограничного отряда Фариту Мустафину и Тимуру Закиеву.

– Да, служили на границе с Афганистаном. Отряд наш остался там после распада Советского союза – просто превратился в Группу пограничных войск Российской Федерации. Цели и задачи остались теми же, в первое время даже флаг был красным, – рассказывают друзья.

Призывались оба из Уфы. А познакомились уже там, на рубеже. Заставы разные, но мотоманевренная группа – одна. Однажды на БТР-70 рядового Закиева заклинило двигатель. На выручку пришла вторая «семидесятка»,  так водители и нашли друг друга. В Таджикистане, что за спиной, шла гражданская война. А впереди, «за речкой», почти не таясь скапливались душманы.  В условиях, когда фронт – на триста шестьдесят градусов, дружба была на вес золота.

– Для «духов» мы были как кость в горле. Сколько караванов с оружием и наркотиками мы обезвредили! Только я водил БТР на четыре спецоперации, а Фарит – на восемь. Нам повезло в том смысле, что на нашем участке не было попыток прорыва границы, как на девятой или тринадцатой заставах Московского отряда. Тем не менее, пороху понюхать пришлось, – рассказывает Тимур Закиев.

Звучит команда «Построиться!». Воины-пограничники Советского союза и России вновь разбиваются на отряды: Кенигсбергский, Гродненский, Московский, Хабаровский и другие. В этом строю они замирают вместе с учениками кадетских классов. Уже через пару лет многие из юношей и сами наденут форму. И порукой в том – преемственность поколений.

Начиная с 1945 года службу в Пограничных войсках прошло около 350 тысяч наших земляков. Среди них – 12 генералов и адмиралов морских частей.

Иван БЕГМА.

Фото автора.

Похожие записи

Эксперт Башкортостана: цель НАТО – подготовка к проведению военных операций против России

Предприятия Уфы могут принять участие в конкурсе «Уфа праздничная»

Квитанции за ЖКУ собираются объединить

Оставить комментарий