Главная » В Уфе в рамках Недели качества прошла поверка топливораздаточной колонки
На заметку потребителю

В Уфе в рамках Недели качества прошла поверка топливораздаточной колонки

Наверное, каждый водитель, заправляя машину, не раз задумывался о том, доливают ли в его бак бензин, кто следит за правильностью отпускаемого объема нефтепродукта, верно ли показывает информационное табло топливораздаточной колонки? И если все-таки появились сомнения, то куда обращаться?

На эти и другие вопросы журналистам, приехавшим на АЗС в студеный ноябрьский день, ответил начальник отдела поверки средств измерений механических величин Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан Павел Гарбуз. Причем, поверка была проведена с использованием мобильной лаборатории.
Павел Вячеславович сразу предупредил: это не проверка, а именно поверка. Причем, показательная, разъяснительная. И собственники АЗС на улице Софьи Перовской, 30, согласились предоставить свою площадку для этой акции, запланированной в рамках Недели качества, которая проходит в Уфе с 11 по 15 ноября.
Топливораздаточная колонка – это ключевое оборудование на современных АЗС, служит не только для раздачи горючего, но и для учета количества выданного бензина. Как любой измерительный инструмент, колонка должна пройти поверку раз в год в ЦСМ РБ. Главная задача – определить погрешность топливораздаточной колонки и подтвердить соответствие оборудования своим характеристикам. И погрешность не должна превышать 0,25 процентов. Например, если вы заливаете в бак 10 литров бензина, то допустимый недолив, чтобы стало понятнее, – это всего лишь одна десятая часть граненого стакана.
Когда у потребителя возникают сомнения по поводу недолива горючего? Например, в том случае, если любимая канистра вмещает 20 литров бензина, а табло почему-то показывает 22 литра. Бывает, водителя смущает информация с бортового компьютера машины.
– Топливные баки автомобилей, канистры и другие аналогичные емкости не являются средствами измерений и не могут служить для объективной оценки отпущенного автовладельцу нефтепродукта. Для этих целей необходимо использовать эталонные мерники, – объяснил Павел Гарбуз. – На каждой заправочной станции есть специальный мерник с погрешностью всего лишь 0,1 процента, ему верить можно.
Образцовый мерник должен иметь пломбу на шкале. Он также проходит периодичную поверку в метрологической службе. При положительном результате шкала мерника пломбируется и выдается свидетельство о пригодности его к применению. Да, вот так все строго.
По словам Павла Гарбуза, на колонке теоретически может произойти сбой, но ее вероятность на современных оснащенных АЗС минимальна.
Сотрудники ЦСМ приехали со своим мерником. Для начала его потребовалось «пролить», то есть пропустить через него определенную порцию горючего. Потом слить обратно в цистерну и уже снова закачать в «бак» лаборатории еще одну 10-литровую порцию бензина. Уже на месте, в стационарных условиях специалисты изучают показания и приходят к соответствующим выводам. Но журналисты, отбивающие от холода чечетку на территории АЗС, никаких результатов не узнали, поскольку такого уговора не было. Они стали свидетелями показательной поверки.
Кто-то спросил, влияет ли погода на уровень погрешности измерения? Конечно! При поверке колонки при температурах, отличных от нормальных условий (20°С) должны быть учтены поправки на изменение вместимости мерника. Мы ведь еще из школьного учебника физики знаем, что при колебаниях температуры происходит расширение или сжатие материалов. Например, при понижении температуры мерник уменьшается в объеме. Это как раз про наш случай.
Ликбез на открытом воздухе заинтересовал водителей, приехавших на заправку. Мужчина, назвавшийся Владимиром, отогнал заправленную машину и решил немного постоять, послушать специалиста.
– И все же, куда обратиться, если колонка работает не в нашу пользу? – спросил он. И как раз в это время речь шла именно об этом.
– Для начала можно обратиться к работникам АЗС, чтобы они при вас провели контроль выдаваемой дозы нефтепродукта мерником, – объяснял публике Павел Гарбуз.- Если и это покажется не слишком убедительным, можно обратиться либо к руководству компании – продавца топлива, либо в надзорные органы: в инспекцию Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта, Роспотребнадзор или в прокуратуру.
Повторимся, что ЦСМ РБ не является надзорным органом, но именно эта организация имеет право делать поверку средств измерения в республике. К слову, в 2018 году метрологи поверили 6400 топливораздаточных колонок.

Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Похожие записи

В период декады оформить подписку можно со скидкой

В ближайшие выходные в Уфе пройдут сельскохозяйственные ярмарки

Сдать налоговую декларацию можно в офисах МФЦ

Оставить комментарий