Для всех, кто, приближаясь к дому, замедляет шаг, кто привык добираться на работу с фонариком, кто с нетерпением ожидает полнолуния и снега, кто ловит каждый отблеск фар авто (лишь бы не споткнуться в полутьме!)… наконец забрезжил свет в конце тоннеля: сегодня в Уфе разрабатывается программа по улучшению освещенности столичных пространств. Такое поручение на очередном оперативном совещании в муниципалитете дал глава Администрации города Ульфат Мустафин. Мы поговорили со специалистами, курирующими многообещающий проект, узнали сроки его воплощения, а главное — как надо поступить уфимцам, чтобы не остаться в пролете. Впрочем, обо всем этом – немного позже. Сначала расскажем об увиденном в минувшую пятницу: дождавшись вечера, мы отправились в рейд по столичным улицам и дворам. Кто знает, возможно, обнаруженные нами темные «пятна» тоже попадут в новую программу.
На сумрачной стороне Бакалинской
…Отправной точкой послужила улица Бакалинская. Именно местные жители регулярно названивают в редакцию с жалобами на недостаток фонарей. Долго проблемные зоны искать не пришлось. Внимание привлек детский визг, доносившийся со стороны покрытого мраком игрового комплекса у дома №66. Признаться, в голове промелькнули не самые приятные мысли.
– Да это мы с внуком отдыхаем после детского сада, – смеется уфимка Фаниля Фахретдинова. – Света, конечно, не хватает. Светильники отсюда убрали еще в девяностых годах, остались одни опоры. К нашей радости, после ремонта фасада над подъездными дверями появились хорошие лампы. Хотя в дождь и их недостает: лужи в полутьме не разглядеть.
Углубляемся во дворы. Выходим на отдельно стоящий супермаркет, заворачиваем за угол – и снова проваливаемся в темноту. Пара впереди нас берет ребенка на руки и ускоряет шаг. Мы спешим к ближайшей девятиэтажке (Губайдуллина, 21/3) – не самый комфортный участок. Здание стоит «спиной» к «умным» домам. Место, где, по всей вероятности, находятся их дворы, похоже на ночной оазис – над ним разливается мягкое сияние. А вот внизу… адски темно. Жильцы с Губайдуллина говорят, так было всегда.
– Некоторые там срезают дорогу, но я предпочитаю не рисковать, – делится живущая неподалеку Диана Семина. – Работаю в бассейне, домой возвращаюсь не раньше половины одиннадцатого вечера. С фонариком! Как вы заметили, опора освещения, расположенная ближе к торцу здания, тоже не функционирует.
Ничем не лучше и темная зона у девятиэтажки под номером 70/2 на улице Бакалинской (со стороны проспекта Салавата Юлаева): не убиться по пути к подъезду помогает лишь свет, падающий из окон. А вот Шагида Муртазина, вахтер Башкирского экономико-юридического колледжа по соседству, сетует на сквер, построенный на Губайдуллина:
– Фонари поставили, но ни один не включают. Преподаватели добираются до остановки «Школа №94» в темноте. Кстати, такая проблема в городе не единственная. Еще в 2013-м опоры освещения появились в Непейцевском дендропарке, но оборудование так и не запустили.
В центре не лучше
…Возможно, иные сочтут, что в центральной части столицы ситуация лучше, однако стоит свернуть на второстепенную улицу – и вы встретите ту же картину. К примеру, следуя по Айской, мы заметили черный «рукав» по улице Революционной. Фонарный ряд здесь тянется только по нечетной стороне, а напротив люди передвигаются в потемках. Более-менее уверенно пешеходы себя чувствуют, минуя дома с магазинами и аптеками на первых этажах — спасают светящиеся вывески. А вот пятиэтажка под номером 90 лавками не богата, да и стоит от проезжей части дальше. Но так уж случилось, что именно сюда недавно переехала 8-я музыкальная школа. Около восьми вечера из нее выходят преподаватель и ученик, каждый внимательно смотрит под ноги.
– Фонарей, конечно, недостает. А ведь большинство детей к нам ходят во второй половине дня, после уроков, и не всегда с родителями, – отмечает учитель Ираида Осипова.
Здесь бы фильмы ужасов снимать
…Если бы мы составляли антирейтинг, то двор на улице Владивостокской однозначно оказался бы на первой строчке. Кажется, у дома под номером 13 запросто можно было бы снимать фильмы ужасов: декорации чернее ночи, да и вывеску на фасаде не пришлось бы менять. Обходим пятиэтажку слева и спотыкаемся в сумраке о щербинки на асфальте. В центре двора едва различаем контуры детской площадки – ни единой души. Дорога справа вообще отбивает желание двигаться. В воспоминаниях невольно всплывает детская страшилка: в черном-черном дворе, среди черных-черных деревьев, черных подъездов…
– А еще тут контингент обретается… разный, – многозначительно поднимает брови проходящая мимо женщина. – Мы с сыном вынуждены здесь проходить каждый день: мне надо на работу, ему — в школу. Терпим. Куда деваться?..
Словом, стоило лишь начать свои поиски, как список темных точек стал стремительно пополняться. Перечислять проблемные адреса можно долго: жительница дома №87/2 на проспекте Октября порвала связки, вынося мусор в семь часов вечера; обитатели двенадцатиэтажки под номером 27/2 на Уфимском шоссе с трудом открывают без света подъездную дверь… Прилив адреналина можно испытать, отправившись после заката на прогулку по улице Комсомольской (17, 19, 21, 27, 29, 31, 125…), Интернациональной (29, 31). Водители жалуются на знаки пешеходного перехода: и их неплохо бы размещать в свете фонарей.
Самое время выйти из тени
Теперь — о программе, призванной существующие проблемы решить. Сегодня все данные о жалобах граждан на недостаточное освещение районные администрации и профильные структуры передают в МУЭСП «Уфагорсвет». Именно здесь в эти дни доводят до ума проект. Называться он будет «Светлый город».
– Сейчас в программу вносятся правки. Мы учитываем все присланные нам обращения, поднимаем жалобы, формируем список территорий. Приоритет отдаем участкам, удобным для работы с технической точки зрения: какие сделать быстрее и проще, такими займемся в первую очередь. А там, где все нужно возводить с нуля, оставим на вторую. Так люди ощутят реальный результат уже в течение ближайшего года, – объясняет начальник отдела автоматизированной системы управления дорожным движением Руслан Яхиббаев.
По его словам, утвердить проект планируют до Нового года, реализовать стартовый этап – до 2020-го, после программу хотят продлить еще на несколько лет (по предварительным данным, до 2025 года).
– Поставлена задача — сделать окраины такими же светлыми, как центральные улицы столицы, – отмечает Руслан Шамильевич. – В проект входят как дворы, так и частный сектор, коттеджные поселки…
Оглашать конкретные адреса в «Уфагорсвете», конечно, пока не готовы: перечень территорий «живой», меняется каждый день. Поэтому! Самое время обратиться в администрацию с заявлением о включении в программу вашего двора или улицы. С этим лучше поторопиться.
Что касается финансирования проекта, как сообщил Ульфат Мустафин, если у нас будет разработанная программа, мы сможем рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь властей республики. К слову, вчера в ходе оперативного совещания в Правительстве Башкортостана, врио Главы региона Радий Хабиров предложил использовать для реализации программ модернизации наружного освещения в муниципалитетах механизмы софинансирования. При этом, по его мнению, надо определить для них конкретные показатели освещенности.
На вкус и свет…
Сегодня в Уфе более 90 тысяч светоточек. В последние пару лет их число увеличивалось еще и благодаря различным программам благоустройства дворов: «Формирование современной городской среды», поддержки местных инициатив. С каждым годом в столице опор освещения становится больше на десятки, а порой и на сотни. Казалось бы, позитивный тренд должен устраивать всех, однако встречаются и исключения.
К примеру, наш постоянный читатель Кирилл Буфетов четыре года назад добился установки в своем дворе (на улице Ферина, 1а) семи опор освещения. Сначала он обивал пороги ведомств, потом пришлось ждать море согласований с ресурсоснабжающими предприятиями. Все СНИПы были учтены и даже с приличным запасом. Фонари поставили на расстоянии от дома: двадцать пять – тридцать метров, однако соседи все равно недовольны.
– Наш дом — с 1946 года. С тех самых времен во дворе отсутствовало освещение. Некоторые жильцы до сих пор пишут письма в прокуратуру, хотя никаких нарушений в нашем случае нет. Согласно правилам светоточки позволительно размещать на расстоянии пяти метров от жилого здания. Но люди ничего не желают знать, – заключает Кирилл Евгеньевич.
Буфетов вспоминает, как в разгар борьбы за коммунальное благо в «Уфагорсвете» предупредили: жди скандалов с соседями. Вполне ожидаемо, скоро нешуточные страсти могут разгореться и в других уфимских многоэтажках. Всем не угодишь!
Арина АСТАФЬЕВА.