Главная » Как школьники путь в науку нащупывают
Образование

Как школьники путь в науку нащупывают

– Ну-у-у, я вообще-то пока не определился: химиком мне стать или физиком, – второклассник Центра образования №35 Данил Гильмутдинов (на фото на первом плане) только вышел из кабинета, в котором защищал свою работу, подготовленную в рамках Малой академии наук (МАН) школьников «Интеллект будущего», и сразу же попал в руки корреспондентов «Вечерки».
В том, что радуга бывает из кварца, юный исследователь комиссию убедил, и газетчикам он продемонстрировал панно, где над землей встал яркий кварцевый полукруг. Теперь планирует заняться выращиванием кристаллов, найти безопасные реактивы для опытов, еще мечтает изобрести лекарство от всех болезней. Мама мальчика не сомневается, что мановская тропинка приведет сына в большую науку. Данил страсть как любит «похимичить».
В среду второй этаж школы кишел академиками в коротких штанишках. Свои научные гипотезы излагали учащиеся начальных классов Ленинского района города. «Почему рождаются дети с кудрявыми волосами», «Доисторические домашние животные», «Дом с петушком», или История дома купца Костерина», «Правильная осанка – залог здоровья», «Влияние сна на умственное и эмоциональное состояние», «Волшебный курай», «Удивительная плесень» – вот небольшая часть тем, представленных на отборочный этап Малой академии наук школьников.
– Смотрю на наших ребят и радуюсь. Как в их головах такие классные идеи появляются! Ведь не каждый взрослый до такого додумается, – Гульнара Талгатовна Силантьева, руководитель районного объединения начальных классов, много лет занимается подготовкой детей к МАН и энтузиазму подопечных дивиться не устает.
Нынешняя защита для Ленинского района уже тринадцатая по счету. Ирина Самуиловна Ершова из гимназии №39 когда-то запустила этот маховик, и с тех пор вращается колесо научного познания. Оглядываясь на пройденный путь, учителя гордятся: прогресс в исследовательской деятельности школьников налицо. На смену рефератам пришли полноценные проектные работы.
Ребята корпят над ними по несколько месяцев. Случается, ездят в экспедиции, сидят в архиве, обсуждают темы с доцентами и профессорами. На памяти у педагогов немало любопытных детских разработок.
– Здорово, если бы появилась возможность публиковать лучшие детские работы, – добавляет к словам коллеги Татьяна Анатольевна Карачкова. – Такие сборники, изданные как на районном, так и на городском уровне, не дадут достойным идеям пропасть, станут отличным методическим подспорьем.
Да вот они, сорок два доказательства башковитости юной смены. Кто-то уже «отстрелялся», кто-то, волнуясь, ждет своей очереди, дабы предстать перед жюри. На городской этап пробьются только лучшие из лучших – по одному человеку от секции. Максимальное число претендентов на победу заявилось в секции «биология», двенадцать учеников. В соседнем кабинете выступают краеведы, лингвисты, дальше – географы, экологи, физики.
Тимур Баязитов из гимназии №39 обратил взор на арт-объекты города. Причем третьеклассника привлекли не общеизвестные, находящиеся на слуху памятники, а, скажем так, скульптуры неформального характера. Например, рядом с гимназией недавно появилась фигура геодезиста. Но лишь шесть из ста опрошенных Тимуром человек о достопримечательности знают. Выражение «три шурупа» слышали почти все. Объяснить, что оно означает, сумели единицы. Начинающий краевед подготовил информационный буклет, посвященный необычным арт-объектам Уфы. Его вполне могут использовать экскурсоводы. Интересный штрих в развитии туристического потенциала города.
Начальный блок лицея №1 выступает целой командой. Четвероклассник Савелий Брахфогель – калач тертый, для него это уже третье участие в МАН. В прошлом году он с исследованием об удобрениях «взял» второе место на городском этапе. Предыдущий проект был посвящен физике, сегодня – офтальмологии.
– Разбрасывается, похоже, Савелий? – спрашиваю у его учителя Светланы Анатольевны Дементьевой.
– Не скажите. Он разрабатывает вопрос, который его в данный момент занимает. Это верный залог успеха – дать ребенку возможность разобраться в том, что ему любопытно, – отвечает педагог.
По словам Светланы Анатольевны, нынешняя тема «Мои глаза – мое богатство» родилась не случайно. У Савелия стало ухудшаться зрение, и его в конце учебного года родители повели к окулисту. Тот посоветовал, пока ситуация не критическая, специальную гимнастику. К доктору прислушались, все каникулы мальчик делал зарядку для глаз. В августе врачи констатировали, что зрение восстановилось. Так собственая проблема подтолкнула к мысли сделать научное исследование.
Десятилетняя Ольга Еникеева, ученица Галии Ахмадулловны Гафуровой, любит посидеть за книжкой и искренне огорчена, что многие сверстники выбросили чтение из списка своих увлечений. Название ее работы – «Тенденции чтения в среде младших школьников». Проведя анкетирование среди четвероклассников лицея, изучив формуляры десятилетних читателей Центральной детской городской библиотеки имени Шагита Худайбердина, Оля пришла к выводу, что, объединив усилия педагогов, родителей и сотрудников библиотек, реально пробудить у детей тягу к книге. И предложила свои соображения (подкрепленные диаграммами и статистическими данными) на сей счет. А третьеклассница Лиза Крючкова ратует за здоровую осанку, и у нее тоже готовы дельные рекомендации.
И все же МАН для младших школьников – это игра в науку? Нет! – хором возражают взрослые, причастные к Малой академии наук. Пусть не все работы выдающиеся, пусть гипотезы бывают сыроваты, есть множество примеров полноценных проектных исследований. Известны случаи, когда дети продолжали изыскания и получали патенты на свои изобретения!
Что же касается пользы участия в такого рода процессе, тут нам пальцев на руках не хватит. Загибайте: развитие исследовательского типа мышления, умение находить и анализировать информацию, отстаивать свою точку зрения, опыт общения, ораторского мастерства, ответственность, целеустремленность, инициативность…
Добавим, что 21 ноября свои научные доклады прочли также учащиеся среднего звена и старшеклассники Ленинского района. Есть ли в их рядах будущие Коперники, Менделеевы и Ландау, покажет время.

Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Похожие записи

В Уфе планируется строительство математического лицея для одаренных детей

zi

Выпускники 11-х классов продолжают сдавать ЕГЭ

zi

Еще можно успеть присоединиться к акции «Помоги собраться в школу»

moderator