В минувшее воскресенье, 22 сентября, в Государственном концертном зале «Башкортостан» состоялась презентация полнометражного художественного фильма «Сестренка», в основу которого легла повесть народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Радость нашего дома». Постановщик картины – актер и режиссер Александр Галибин. Фильм снят кинокомпанией «Мотор Фильм Студия» при поддержке Министерства культуры России и Фонда имени Мустая Карима. Прокатом его займется компания Walt Disney.
В широкий прокат картина вышла 19 сентября, ее создание приурочено к 100-летию Мустафы Сафича. Фильм будет идти в прокате в течение месяца, а затем выйдет в эфир на российском канале «Культура» в день рождения Мустая Карима, 20 октября.
В ГКЗ «Башкортостан» творилось нечто невообразимое – мне казалось, что на уфимскую премьеру «Сестренки» собралась вся столица Башкирии. Фойе ГКЗ гудело, словно растревоженный улей, а в одном из уголков, по случайности оказавшемся свободным, сиротливо стоял бородатый седой человек с обаятельной улыбкой – художник-постановщик картины Вячеслав Иванович Виданов. Имя его хорошо знакомо завсегдатаям Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, в который он часто приезжает на постановки. Достаточно сказать, что спектакль «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование» – это тоже работа (и какая!) Вячеслава Ивановича. То есть, «Сестренка» – не первая встреча Виданова с творчеством Поэта. И ведь, собственно, с Виданова все и началось, а его даже на сцену не догадались пригласить, вспомнили про художника благодаря исполнителю роли Марата, юному артисту Юсуфу Рахметову. В список тех, кого мальчик благодарил, попал и Вячеслав Иванович…
…В общем, смотрела я на Виданова, одиноким островком казавшегося в бушевавшем ГКЗ, и вспоминала о том, что знает узкий круг людей. Так случилось, что в тот холодный вечер на уютной кухоньке, обустроенной в пространстве кабинета художественного руководителя Русского академического театра Михаила Рабиновича, по его приглашению собралось несколько человек. В Уфу в очередной раз наведался Виданов, и Михаил Исакович позвал народ на чаепитие «в честь Славиного приезда». А у Виданова, только что закончившего работу над телесериалом «Крик совы» (напомню, что наш друг занимается не только театральными постановками, но и активно работает в кино), была просьба к нам: «Ребята, в Москве меня попросили найти сюжет для фильма, который будет интересен не только в вашей республике, но и сможет покорить абсолютно всех. Есть ли у вас какие-то мысли на сей предмет? Нужен автор уровня Мустая Карима». Мы (а это сам Михаил Исакович, его помощник Елена Кондояниди, главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ Раушан Якупов и автор данных строк), помню, очень долго и горячо спорили, перебирая варианты, опорожнив не один чайник чаю. И вот тогда, на той самой кухоньке, вдруг возник разговор про повесть Мустафы Сафича «Радость нашего дома» и про маленькую украинскую девочку Оксану, которая в годы Великой Отечественной войны обрела вторую родину в далеком башкирском селе… Пересказывали Вячеславу Ивановичу сюжет Мустая, рассказывали о замечательном спектакле, который худрук Молодежного театра Мусалим Кульбаев поставил по этой повести в НМТ… Виданов слушал, блестя глазами, заводился, хмыкал, улыбался и в какой-то момент, прихлопнув поверхность невысокого стола ладонью, произнес: «Все, уговорили, спасибо, беру!» Затем он нашел книгу, прочел ее, сходил вместе с Рабиновичем на спектакль Кульбаева, тщательно исследовал залы Национального музея РБ на предмет экспонатов, характеризующих быт коренного населения, набрал книг по материальной культуре башкирского народа и, прихватив с собой повесть, уехал в Москву. И… закрутилось. Скоро Вячеслав Иванович позвонил из столицы, произнеся в трубку одно лишь слово: «Приняли», затем вновь прилетел в Уфу и, взяв в Русском театре машину, отправился по республике в поисках натуры (съемки, в конце концов, проходили в Белорецком районе, в селе Новохасаново). Подробностей о том, что было дальше, я не знаю. Знаю только, что шли переговоры с семьей Мустафы Сафича, что менялся состав киногруппы… Виданов периодически возникал в Уфе и звонил с просьбами – договориться об экскурсии в Нестеровский музей, найти альбом с работами Адии Хабибулловны Ситдиковой, предлагал встретиться и поговорить, а позже – звал на съемки в район. Долго ли, коротко… но вот он, Профессионал с большой буквы, прекрасно выполнивший свою работу, фактически выстроивший для съемок на берегу Инзера новую деревню, уже стоит в фойе ГКЗ и чуть беспомощно улыбается, глядя на толпы народа, штурмующего двери в зал.
Согласитесь, историческая справедливость требует того, чтобы вы знали: забойщиком выступил Вячеслав Иванович Виданов, второй раз прикоснувшийся к творчеству Мустая Карима.
Что еще для меня важно сказать в связи с этим фильмом? В нем потрясающе сыграли башкирские мальчишки: 7-летний первоклассник одного из уфимских лицеев Арслан Крымчурин (Ямиль), уже упомянутый Юсуф Рахметов (Марат) – сын актера Башкирского академического театра Фаниса Рахметова (папа, кстати, тоже снялся в картине, сыграв роль милиционера)… Сцены с этими, а также другими пацанами – настоящий подарок для зрителя. Думаю, что рядом со столь органичными юными исполнителями артистам профессиональным работать было ой как непросто! Вспомним байку про кошку, выпущенную на сцену академического театра… Секрет ребячьего успеха, думаю, в абсолютной вере детворы в предлагаемые обстоятельства. Видимо, с ними очень деликатно и хорошо работала вся киногруппа, сумев помочь мальчишкам по-настоящему присвоить все личностные качества их героев. Добавлю, что были в числе маленьких актеров и те, кто занят в спектаклях БАТД и постоянно выходит на сцену профессионального театра.
Трудно говорить со знаком минус о работе ребенка, но исполнительница роли Оксаны, 9-летняя москвичка Марта Тимофеева, меня впечатлила в меньшей степени – к сожалению, она уже сделанная актриса (за ее плечами на сегодня более сорока работ в кино и сериалах). Прелестное личико, голубоглазая, белокурая – типичный образ для американской киноиндустрии (недаром же прокатчик – Walt Disney), но в ней я не увидела той подлинной «жизни человеческого духа», ради пульсации которой, встречи с которой мы вновь и вновь пересматриваем полюбившийся нам фильм или спектакль. Душой не покривлю: девочка чудесная, но наши живые, непосредственные, дышащие искренностью пацаны мне дороже!
Помня, как Мусалим Кульбаев, которому для сценического воплощения повести «Радость нашего дома» не хватало каких-то контрапунктов, расширяющих событийный ряд, по согласованию с автором использовал в инсценировке (критики, добавлю, назвали ее пьесой) и другую повесть Мустафы Сафича «Таганок», что было весьма логично. Айдар Акманов, который работал над сценарием «Сестренки», пошел по тому же пути. Так в фильме возникли сцены, на мой взгляд, весьма опосредованно относящиеся к основной линии. Мне, например, непонятно, почему сельские пацаны в фильме периодически называют Ямиля Пупком, отправляя нас к главам повести «Долгое-долгое детство». А уж история с бегством Ямиля и Марата на фронт и вовсе из другой, простите, оперы. Равно как и гибель Ямилькиного отца, который волшебным образом оживает в финале картины.
Что дала ее создателям смерть бойца Каримова? Какую-то особую глубину в трактовке характеров мальчишки и его матери (актриса БАТД Ильгиза Гильманова)? Добавила несколько минут экранного времени? Или послужила прологом к мелодраматической сцене в финале? Эпизод с двумя грузовиками, несущимися навстречу друг другу по мелководью – один увозит от Ямиля Оксану, другой возвращает ему отца – это и вовсе сцена из какого-то мексиканского сериала… А мы вроде бы говорим о серьезном кино, благодаря которому потерянное подрастающее поколение что-то поймет о Великой Отечественной войне…
Так что сценарий – не самая сильная сторона этой ленты… Равно как и режиссура, поскольку у меня сложилось впечатление, что у постановщика нет четко выстроенной художественной концепции, именно поэтому в «Сестренке» так много цитат. Печка, в которой Оксана прячется от фашистов, сразу уводит нас к фильму Алексея Федорченко «Война Анны», а сцена с пленными немцами, одного из которых просто блестяще сыграл актер Русского театра Тимур Гарипов, – к фильму Николая Губенко «Подранки» (к истории Вальки Ганьдина, чья ненависть к фашизму выливается на пленного жирного фрица)…
Такое ощущение, что видение Александром Галибиным темы войны основано даже не на литературе, а на его впечатлениях о хорошем военном кино… Слишком уж сытно едят в деревне времен Второй мировой.
Может быть, это связано и с выбором прокатчика, поскольку блестящая работа оператора Михаила Аграновича (и это потрясающий тандем с Видановым), фантастически красиво снявшего башкирские пейзажи, временами напоминает мне эпизоды фильма Питера Джексона «Властелин колец», великолепием споря с природой Новой Зеландии…
Завершить хочу тем, что, конечно, фильм «Сестренка» будут смотреть, поскольку для этого создатели использовали абсолютно все, вплоть до тех технологий, которые вызывают у зрителя слезы. Причем, использовано последнее очень грамотно. Зал рыдал не переставая. Кто-то скажет мне: ну и ладно, пусть! Пусть, конечно. Просто безыскусная, волнующая любую душу повесть Мустафы Сафича мне во сто крат дороже. А зритель, конечно, будет плакать чуть ли не навзрыд, и это, безусловно, его право. И я никого не собираюсь переубеждать. Просто, всем сердцем любя творчество Мустая, высказываю свою точку зрения.
Илюза КАПКАЕВА.