Жители Башкортостана в первом квартале 2020 года направили в адрес Банка России 66 жалоб о навязывании дополнительных услуг и мисселинга (продажа одного товара под видом другого путем введения покупателя в заблуждение) в финансовых организациях. Как сообщает пресс-служба Национального банка по РБ Банка России, за этот же период прошлого года аналогичных обращений было 39.
Чаще всего жители республики жалуются на подмену банковского вклада инвестиционным страхованием жизни. Доходы по этим продуктам бывают выше обычных депозитов, но гарантий на них нет, в отличие от договора вклада. Также ИСЖ не страхуются, поэтому при банкротстве организации государство не компенсирует потери, а при досрочном расторжении договора клиент может получить лишь часть от взноса.
Навязывание дополнительных услуг чаще происходит при оформлении кредита.
«Бывает, что банки навязывают страхование жизни или страхование от несанкционированного списания средств с банковской карты, которое нужно далеко не всем заемщикам. Нередко страхование жизни вписывают в договоры при оформлении кредитных карт. Единственный способ избежать навязывания – внимательно читать договор перед тем, как подписать. Важно, что от навязанного страхования можно отказаться, воспользовавшись «периодом охлаждения», который составляет 14 дней после оформления полиса», – сказал управляющий Национальным банком по РБ Банка России Марат Кашапов.
Отметим, что «период охлаждения» действует почти на все виды страхования, однако нельзя отказаться от оформленной страховки выезжающих за рубеж или «Зеленой карты».
«Если потребитель считает, что участники финансового рынка нарушают его права, он может обратиться в Интернет-приемную Банка России или позвонить на горячую линию по телефону 8-800-300-3000, с мобильного – 300», – сообщили в пресс-службе Нацбанка по РБ.
Сергей ОСАДЧИЙ.