Ученые подсчитали, что современные города, которые занимают 2% земной поверхности, производят до 70% выбросов загрязняющих веществ. При этом основная доля в загрязнении городского воздуха приходится на транспорт – более 72%. Признана взаимосвязь между концентрацией в воздухе вредных веществ (поллютантов) – твердые частицы, озон, двуокись азота, двуокись серы – и смертностью. Увеличение среднегодового содержания твердых частиц на 10 мкг/куб. м повышает риск смерти на 6%. По данным ВОЗ, ежегодно от загрязнения воздуха в мире умирают около 4,2 млн человек, что составляет примерно 7,5% от всех случаев смерти.
Дышите глубже!
По оценке Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН Хабитат), именно на города приходится до 70% глобальных антропогенных выбросов парниковых газов.
Сделать транспортную систему городов более экологичной можно разными способами: за счет правильной организации дорожного движения, применения современных информационных технологий, выведения большегрузного транспорта за пределы городской черты.
Пожалуй, одним из эффективных способов сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу может стать стимулирование использования более экологичных альтернативных видов топлива, к числу которых относится метан. Расширение его применения приводит к значительному улучшению качества городского воздуха, сокращает экономические издержки от вредных выбросов, отмечают эксперты.
Несколько цифр для сравнения: при использовании метана удельные выбросы загрязняющих веществ в три раза меньше, чем у ДТ, и в шесть раз меньше, чем у бензина. Удельные выбросы парниковых газов в 1,7 раза меньше, чем у ДТ, и в 2 раза меньше, чем у бензина. Таким образом, сокращение выбросов загрязняющих веществ и прямых выбросов парниковых газов от сжигания топлива вносит существенный вклад в экологическое благополучие городов.
По экспертным оценкам, за 5 лет использования метана в качестве моторного топлива выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на территории России сократились почти на 120 тыс. тонн, снижение парниковых газов составило почти 7,3 млн тонн СО2-экв.
Немаловажна и финансовая составляющая. По расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 литру бензина, но, учитывая, что средняя стоимость ДТ составляет – 49 руб., СУГ – 27 руб., а метана – 19,5 руб., экономия на моторном топливе при использовании природного газа получается существенная. С 2016 по 2020 год российские потребители на использовании метана вместо бензина и дизеля сэкономили 117 млрд руб.
Перспективы – огромные
За последние 10 лет потребление метана в мире выросло на 20%. По имеющимся прогнозам экспертов (ФСЭГ), к 2050 году природный газ нарастит свою долю в мировом энергобалансе с текущих 23% до 27%. Это позволит метану стать ведущим энергоресурсом мировой энергетической системы, далеко оставив позади нефть и уголь. В абсолютном выражении мировое потребление природного газа в 2050 году превысит показатель 5,6 трлн куб. м. Это почти двукратный прирост относительно текущих объемов.
В настоящее время 80 стран мира используют метан в качестве альтернативного топлива. Мировой парк газовых автомобилей в 2000 году составлял 1,3 млн ед., в 2020 году – 28 млн ед.
Российская Федерация добилась значительных успехов в развитии отрасли газомоторного топлива. На старте этой деятельности в нашей стране было не больше 200 морально устаревших газовых заправок. С 2012 по 2021 год количество современных АГНКС выросло втрое, и сегодня в России свыше 600 станций. К 2024 году этот показатель должен превысить 1000 объектов.
Годовой объем потребления метана на транспорте в России с 2013 года вырос более чем в 3 раза, достигнув 1,2 млрд куб. м.
Строительство газомоторной инфраструктуры для различных категорий транспорта, масштабная газификация общественного транспорта, развитие полномасштабной отрасли по производству комплектующего оборудования для АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) – все эти меры вошли в перечень мероприятий утвержденной Правительством РФ Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Принятый документ определяет меры по обеспечению к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года.
Стратегия должна стать руководством к действию для федеральных органов власти при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации. Ежегодно до 30 ноября Минэкономразвития России будет представлять в Правительство РФ доклад о ходе реализации Стратегии, включая оценку прогресса в достижении целей и индикаторов Стратегии, уточнение долгосрочного прогноза выбросов парниковых газов.
Министерством энергетики Российской Федерации определены 27 субъектов приоритетного развития рынка газомоторного топлива: города Москва, Санкт–Петербург, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртская и Чувашская.
Со стороны других субъектов Федерации также наблюдается устойчивый запрос на снижение вредных выбросов в атмосферу, и тренд перевода на газ набирает силу.
Уже проведена большая работа по расширению газозаправочной сети в России. Важно, чтобы строительство новой газозаправочной инфраструктуры было синхронизировано с работой отечественных производителей по расширению модельного ряда техники на природном газе.
Таким образом, природный газ – самый экономически эффективный и безопасный вид топлива, в том числе для городских перевозок и коммунального обслуживания.
По материалам сайта ufacity.info