В минувшую среду в уфимском лицее №42 прошел урок биологии, о котором узнала вся столица. Казалось бы, тема вполне рядовая для этого предмета – условные и безусловные рефлексы. Но дело в том, что занятие провел невролог. И не просто невролог, а министр здравоохранения Республики Башкортостан Айрат Рахматуллин.
…Весна ворвалась вместе с ярким солнцем в школьный кабинет. Учащиеся профильного 11В сидели за партами в белоснежных халатах. Их интерес к уроку был неподдельным, ведь каждый из этих ребят планирует связать свою жизнь с врачебной деятельностью или науками, которые находятся на стыке медицины, биологии и экологии. Так или иначе, изыскания в этих областях направлены на улучшение здоровья людей и окружающей среды.
Школьники были в восторге: руководитель важного для всех нас ведомства преподнес тему, используя свои практические врачебные наработки. Например, вызвав к доске одного из школьников, министр усадил его на стул и проверил, используя молоточек невролога, как работают у парня рефлексы. В процессе урока Айрат Рахматуллин спросил, знают ли ребята о первых признаках инсульта и неврологических проявлениях диабета, и те активно отвечали. А потом сами задали немало интересных вопросов, многие из которых касались применения в медицине искусственного интеллекта. Лицеисты узнали из первых уст о том, что робот может анализировать рентгеновские снимки. Правда, для этого в его память прежде необходимо закачать миллион разных снимков, и даже в этом случае ответы будут верными лишь на 60-70 процентов. По-прежнему окончательное решение может принять лишь врач, и вся ответственность, конечно, лежит на нем.
Урок состоялся в рамках акции «Чиновник меняет профессию», которую проводит Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ.
– У меня есть опыт преподавательской деятельности, но урок для школьников провел впервые. Оценил их пытливые умы, увидел горящие глаза. У ребят живой интерес к теме, что радует, – сказал Айрат Рахматуллин.
А вот учитель биологии, заслуженный учитель Республики Башкортостан Лариса Александровна Пискунова, казалось, была не слишком довольна.
– Могли бы работать на уроке еще активнее, – считает она, а я удивилась: уж куда активнее?! Впрочем, учителю виднее. К учащимся двух профильных медицинских классов она предъявляет самые высокие требования. Какая задача стоит перед ними? Стопроцентное поступление в один из медицинских вузов страны либо на биологические факультеты университетов.
– В расписание этих классов введены дополнительные уроки химии и биологии, – рассказывает Лариса Пискунова. – И как только в Уфе стартовал проект «Медицинский класс», наш лицей к нему подключился. Это серьезная, глубокая профориентационная работа с обучающимися, в ходе которой организуются медицинские практикумы и научно-исследовательские семинары, проводятся экскурсии, а под руководством учителей и специалистов Башкирского государственного медицинского университета выполняются исследовательские и проектные работы. Наши ребята становятся призерами научных олимпиад разных уровней.
– Случается, что студент медицинского вуза, впервые увидев кровь, падает в обморок, а потом понимает, что профессия врача – не для него, и что тогда делать? – спрашиваю.
– С нашими ребятами такого не случится, – уверен директор лицея Ришат Ринатович Шарипов. – Большой популярностью у них пользуются занятия на базе Уфимского медицинского колледжа. Ученики десятых-одиннадцатых классов с огромным интересом посещают семинары-практикумы по медицине. Сама работа построена очень грамотно: теоретическая загрузка небольшая, а вот практические занятия проходят насыщенно и интересно. Школьники имеют возможность отработать полученные на занятиях умения на современном симуляционном оборудовании колледжа: например, комплекс неотложных мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма, лицеисты отрабатывают на манекене-тренажере, который создан для реалистичного обучения технике первичной реанимации. Представить себя в роли акушера или акуршерки школьникам помогает многофункциональная модель роженицы для отработки навыков ведения беременности и родовспоможения, на которой происходит знакомство с базовыми знаниями о профессии.
…Особый интерес лицеисты проявляют к тренажерному комплексу «Макет автомобиля скорой медицинской помощи», который позволяет им максимально реалистично почувствовать себя в роли фельдшера.
Важным преимуществом симуляционных технологий в профориентационной работе является обучение без риска для школьников и снижение стресса после поступления в медицинские образовательные организации, что дает возможность выбирать профессию осознанно.
В выпускном 11В в основном девушки, но в этот класс попали два юноши. Асим Нагиев (ученик, у которого министр проверил рефлексы) хочет стать неврологом. Его одноклассник Булат Кудашев собирается поступать в медицинский, хотя с выбором факультета пока не определился.
А вот Ксения Карпова приняла решение заниматься наукой и мечтает о направлении, связанном с биотехнологиями, за которыми, как она считает, будущее. В своем выборе Ксения еще больше укрепилась, пройдя только что программу практической химии в образовательном центре «Сириус».
– Хочу заниматься наукой, и для меня важно все «потрогать руками». В «Сириусе» нам предоставили такую возможность. Мы пробовали, например, клонировать растения, и это очень увлекательный процесс.
Карина Ахметьянова собирается стать врачом, а любовь к медицине ей передалась от бабушки-фельдшера. Главное, что родители всячески поддерживают дочь. Кроме этого, Карине интересна экология. Она провела серьезное исследование воды из знаменитого во всем мире карстового источника Красный Ключ. Побывала на месте и при помощи специалистов забирала пробы воды.
Очень хочется, чтобы эти светлые, с горящими глазами, активные ребята поступили в вузы и получили столь необходимые для страны профессии. В нашей республике на них возлагают большие надежды. Сегодня, например, в больницы и поликлиники требуется более тысячи врачей различных специализаций. В первую очередь, это участковые терапевты, неврологи и анестезиологи. Для привлечения сотрудников принимаются комплексные меры. Успешно реализуется программа «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Глава республики Радий Хабиров поддержал проект по предоставлению компенсационных выплат педиатрам и терапевтам в медицинских организациях с численностью прикрепленного населения менее 25 тысяч человек. На реализацию программы предусмотрено 150 миллионов рублей. Так что перед ребятами из медицинского класса открыта широкая дорога, и они ее обязательно осилят с помощью опытных наставников школы и вузов.
Материал опубликован в газете “Вечерняя Уфа”
Автор Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.