Что такое Наставничество и как помочь взрослеющим сиротам? Об этом наша беседа с ведущим психологом программы «Наставничество», которую реализует благотворительный фонд “Наши дети”, Региной Шамсутдиновой.
– С чего началось для тебя Наставничество?
– У меня было много практического опыта в клинической и психологии и психотерапии, но не было опыта работы и общения с детьми-сиротами. Поэтому я боялась навредить, часто думала, насколько корректны мои слова или действия. Это часто я слышу и от начинающих наставников.
На самом деле, дети, с которыми мы работаем – они такие же, как и остальные, просто пережили непростой опыт. И я думаю, что они очень сильные. Каждый раз, когда общаюсь с ними, восхищаюсь: «Какие же вы крутые, ребята!». Это меня очень вдохновляет.
– Расскажи о самом ярком воспоминании в проекте.
– Была интересная история с поиском наставника для мальчика, который увлекается компьютерами и всем, что с этим связано. Буквально в течение месяца к нам совершенно случайно на тренинг пришёл айтишник. Он даже не знал, что мы ищем наставника в этой сфере! Волшебство какое-то. Сейчас эта пара общается полгода, мальчик всегда при встрече благодарит за «классного наставника».
Ещё история о том, как один из выпускников учился работать. Наставница помогла ему устроиться в автосервис, но у парня были проблемы с дисциплиной. Полгода он систематически опаздывал, пропускал рабочие дни. Но наставница была настойчива, убеждала его, разговаривала. В какой-то момент даже стала его будить по утрам. И это сработало. Он оказался хорошим работником, его даже повысили в должности. А что было бы, если наставница махнула на него рукой?
И таких историй много – к нам приходят классные люди!
– Как можно описать работу в БФ «Наши Дети»?
– Иногда сравниваю нашу деятельность с брачными агентствами. Когда наставники пишут о себе, я говорю: «Пишите как для сайта знакомств». Смешно, конечно, но доля правды в этом есть.
Для того, что бы у ребенка появился рядом близкий взрослый, требуется немало времени. Наставник сначала проходит два тренинга, затем собеседование с психологами, потом собирает справки. Многие на каком-то этапе уходят, и это нормально, не всем подходит наш проект. Кто-то долго за нами наблюдает в соцсетях, прежде чем прийти. Но тот, кто становится наставником, меняет наше общество к лучшему.
– Почему волонтёрская деятельность так важна?
– Активные люди могут влиять на развитие общества и даже на систему государственных органов. Потому что волонтеры – независимые люди с опытом взаимодействия. Я знаю истории, когда работа волонтерского движения повлияла в конечном итоге на принятие закона. То, что было инициативой неравнодушных людей, стало нормой общества. Мы действительно можем сделать мир лучше, каждый из нас на это способен.
– Какой совет ты бы дала читателям?
– Важно начинать с себя. Всегда задавать вопрос – что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию, которая не устраивает, тревожит, гнетет. Да, есть ситуации, где мы бессильны, с этим ничего не поделаешь. А есть то, что мы можем сделать прямо сейчас. И это даст результат.
Проект “Наставничество для подростков, оставшихся без родителей, в Республике Башкортостан” реализуется на грант Главы Республики Башкортостан, при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан