Дети с ограниченными возможностями здоровья, также как и другие, хотят заниматься интересными делами, творить, узнавать что-то новое, наравне с другими получать образование. Им особенно важно чувствовать, что они не одиноки, не забыты всеми, чтобы поверить в себя. И работа с детьми с ОВЗ требует особого подхода, и так как в том или ином направлении нет подходящей программы и опыта работы, многие занятия остаются для них недоступными.
– Я каждый день хожу на работу мимо детского интерната для глухих и слабослышащих детей. Видела, как в ясные дни они, как и обычные школьники, занимаются физкультурой, подтягиваются на турниках, играют в футбол… Но в отличие от обычных уроков здесь все происходит довольно тихо, нет привычного шума. Вот эта тишина и привлекла меня, и я начала задумываться о том, что они, наверное, тоже любят играть в лего и были бы не прочь заниматься робототехникой. Пообщавшись с одним из педагогов, узнала, что такого курса у них нет, да и в целом внеурочных программ не так много. Тогда у меня возникла идея разработать специальную программу для работы с детьми с ОВЗ, – рассказывает педагог ЦНИТ «Росток» Залида Халиуллина.
Чтобы осуществить задуманное, необходимо было оснастить класс новыми наборами с блоками питания, управления, датчиками, деталями и специальными планшетами для программирования. Подошла с предложением к директору центра, и Наталья Леушкина, опытный педагог и автор многих исследовательских работ и проектов, поддержала идею. Стоимость необходимых комплектов начиналась от 50 тысяч, и, естественно, бюджетное учреждение не могло себе это позволить. Тогда пришла идея участвовать в грантах Росмолодежи. Директору коррекционной школы-интерната для глухих обучающихся Альбине Кашаповой эта идея тоже понравилась, и тогда Залида Гильмановна начала работу над проектом «Открывая возможности для детей с ОВЗ». В марте подала заявку, но в первом туре не смогла пройти конкурс.
– Расстроилась, конечно, но коллеги обещали помочь в подготовке ко второму туру, который был назначен на октябрь. Летом я узнала, что в августе в Бурзянском районе пройдет фестиваль, где тоже будет возможность поучаствовать в конкурсе на получение гранта, – рассказывает она.
В этот раз подготовилась основательно – обновила проект, учитывая все недочеты, допущенные в первом проекте, и поехала на три для участия в IV молодежном гражданском форуме Приволжского федерального округа «Йыйын молодежи – 2023». Ее выступление впечатлило всех присутствующих, и после обсуждения члены жюри одобрили грант на сумму в 500 тысяч рублей.
По его условиям в течение учебного года дети из коррекционной школы должны были посещать занятия по робототехнике в центре. В первое время, конечно, было непросто: дети привыкли к своим педагогам и к другим отнеслись настороженно. Но любопытство взяло вверх – разве можно устоять, когда перед тобой большой стол с коробками лего, пультами управления, моторчиками и инфракрасными датчиками? Педагог смогла найти подход даже в сложных случаях.
– У нас не возникало сложностей в общении – с одного взгляда понимали, что им нужно сделать, а я в их глазах читала, что хотят мне показать и в чем нужна помощь. Без сурдологов тоже не обошлось, спасибо им большое за помощь. Но больше всего мне было непривычно работать в тишине. Если в других группах дети перекрикивают, спорят и громко обсуждают, как лучше поставить то или иной механизм, то здесь было слышно только жужжание моторчиков, вспоминает она.
Регулярно 60 детей в возрасте от 7 до 14 лет приходили группами на занятия в сопровождении педагогов из школы-интерната. Работали по адаптированной, более упрощенной программе, которую разработала сама Залида Гильмановна с учетом особенностей здоровья. Уже через несколько месяцев начались первые успехи – самые активные регулярно принимали участие в онлайн-конкурсах, а Константин Шафиков занял даже призовое место в «Пятиминутке–2024».
Для города да и для республики это первый опыт работы с детьми с ОВЗ в данном направлении. Так как роботехника становится все популярнее с каждым днем, Залида Гильмановна готова поделиться своими наработками с коллегами.
– К сожалению, по возрастным ограничениям в грантах «Росмолодежи» участвовать больше не могу, поэтому в этом году проект взял паузу. Но работа с особенными детьми мне понравилась, и я обязательно буду испытывать удачу в других грантах, готовлю сейчас к президентскому. Очень много возможностей, чтобы получить финансовую поддержку как от государства, так и от республики, поэтому проект обязательно будет продолжен, – говорит Залида Халиуллина. – А возможно, даже выльется в исследовательскую работу или нечто большее.
Нужно отметить, что благодаря гранту на работу с детьми с ОВЗ, центр смог обустроить доступную среду, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья смогли получать дополнительное образование. В прошлом году они приняли участие и получили финансовую поддержку в республиканской программе поддержки местных инициатив. Удалось расширить дверные проемы, увеличить лифт для колясочников, обустроить специальные санузлы.
Айлина АРСЛАНОВА.