Главное – делать все по инструкции.
Напомним, что в нынешнем году на уфимские дороги впервые вышли комбинированные машины, предназначенные для работы с двухфазным противогололедным реагентом «Бионорд». Главный инженер Службы по благоустройству кировского района Науфиль Ульмаскулов объясняет принцип его работы.
– Кузов заправляем твердой фазой «Бионорда» (по внешнему виду напоминает обычную соль), а по бокам машины – емкости, в них заливаем жидкую фазу (почти прозрачная «вода»). При движении техники раствор с двух сторон, через форсунки, подается на вращающуюся «тарелку». В то же время на нее попадает и твердое вещество: кристаллы смачиваются и равномерно распрыскиваются на проезжую часть, – говорит Науфиль Вакилович.
То, что покрывает заснеженное полотно, на 70 процентов состоит из твердой фазы и на 30 – из жидкой. Суть тандема в том, что при соприкосновении вещества мгновенно активизируют свойства друг друга и в разы ускоряют процесс плавления льда.
– Если сравнивать «Бионорд» с песко-соляной смесью, она во время снегопада свои свойства теряет, а двухфазный реагент напротив – моментально подтапливает осадки и впаивается в поверхность дороги. По данным производителя, эффективен он при температуре воздуха до минус 25°С. Правда, при такой погоде средство пока не опробовали, – признается главный инженер.
По информации самого поставщика, Уральского завода противогололедных материалов, преимуществ у его продукта много, а один из главных показателей качества заставляет задуматься даже ярых противников реагента: в городах применения средства количество зимних аварий и травм от падения из-за гололеда снизилось на солидные 25-50 процентов.
Информация о других показателях средства содержится в паспорте качества, выданном службе УЗПМ. В нем указано, что качество и безопасность двухфазного противогололедного материала «Бионорд-смоченный» соответствуют стандартам организации СТО021-80119761-2017. В смешанном виде продукция – «умеренно опасная по степени воздействия на организм в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76». Также приводятся данные протокола лабораторных токсикологических исследований центра гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге: летучие компоненты материала не вызывают раздражения слизистых глаз и верхних дыхательных путей, кожно-резорбтивное действие у белых мышей отсутствует, сенсибилизирующее действие – тоже. Не способен «Бионорд», согласно документу, оказывать и фитотоксическое действие – для растений безобиден.
Представители компании отмечают необходимость правильного применения «Бионорда», и уфимские коммунальщики знают, о чем идет речь.
– Во время снегопадов в рейс выходят пескоразбрасыватели. Минут через сорок после обработки дорожного полотна по маршруту следует колонна снегоуборочной техники, – говорит Науфиль Ульмаскулов.
Также сотрудники службы вычищают бордюры и тротуары, а белую «кашу» увозят на снежный полигон.
Сам производитель на официальном сайте указывает, что снег после использования материала надо убирать спустя сорок-пятьдесят минут, при обильных снегопадах – не более чем через три часа. То же относится к «избыточному количеству оставшегося материала» на газонах. Это важно! Эксперты отмечают, что использование продукта в значительных объемах не означает лучшую производительность и настоятельно рекомендуют изучить инструкцию – «Бионорд» следует применять дозировано. Отметим, что в новых пескоразбрасывателях, взятых на вооружение столичными специалистами, весь процесс регулируется через бортовой компьютер, благодаря чему дозируется реагент с точностью до пяти миллиграммов на квадратный метр независимо от скорости движения.
Добавим, что в начале января в Службе по благоустройству Кировского района появилась специальная установка для хранения жидкой фазы средства – в своем роде заправочная станция для спецтехники, работающей с многосоставным реагентом. Она представляет собой две огромные синие емкости. В высоту такие – примерно 8 метров, в ширину – 4, объем каждой – около 50 кубометров. Кстати, на момент нашего визита «баллоны» до сих пор не были заполнены полностью: поставщик трижды привозил по 18 кубов продукта, ожидаются и другие рейсы – но коммунальщики уже вовсю пускают материал в ход.
Как сообщил Науфиль Ульмаскулов, станцией Службы Кировского района будут пользоваться коммунальщики Демского района и сотрудники МУП СУРСИС. Всего в Уфе – 4 таких установки, но в будущем они появятся и на других предприятиях.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото автора.