Главная » Константин Донгузов: скульптура генерала Шаймуратова станет смысловым центром реконструированной Советской площади в Уфе
Главное Общество

Константин Донгузов: скульптура генерала Шаймуратова станет смысловым центром реконструированной Советской площади в Уфе

Как мы знаем, в начале года Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров представил проект памятника генерал-майору Минигали Шаймуратову, победивший во всероссийском конкурсе.

Авторами проекта-победителя стали скульптор Салават Щербаков и архитектор Константин Донгузов. В их проекте показан не только генерал Шаймуратов, но и отражена история легендарной 112-й Башкавдивизии.

Напомним, конкурсную экспозицию проектов памятника Шаймуратову в Конгресс-холле посетили более 500 человек – представители общественности, члены творческих союзов и жители республики. Посетители заполняли опросный лист и оценивали каждую из 19 работ по десятибалльной шкале.

Изначально было объявлено, что работа победителя конкурса станет смысловым центром реконструированной Советской площади в Уфе. С исторической точки зрения это важное место: отсюда уходили на фронт конники гвардейской шаймуратовской дивизии. Предполагается, что эта площадка станет одним из пунктов экскурсионного маршрута для туристов.

Глава региона Радий Хабиров поручил мэру Уфы Сергею Грекову рассмотреть предложение о внесении изменений в проект перестройки Советской площади. Чтобы отразить величие подвига генерала Шаймуратова, героический характер башкирского и советского народа, следует придать ее новому облику более торжественный характер.

Наш корреспондент встретился в одним из авторов проекта памятника генералу Шаймуратову, заслуженным архитектором РБ Константином Донгузовым и узнал у него, как идет работа над проектом.

– Работа над памятником началась полгода назад, когда был объявлен конкурс. Именно тогда мне позвонил Салават Александрович Щербаков, и мы начали разрабатывать этот проект. У него уже была целостная пластическая идея-образ героического неустрашимого всадника на вздыбленном коне, и он к нему целенаправленно двигался в течение всей работы над проектом. Когда состоялась выставка проектов, его скульптура, в отличии от более статичных вариантов конного памятника, представленных на конкурсе, сразу привлекла всеобщее внимание. Она резко выделялась своей необычной эмоциональной атмосферой, экспрессией, высоким накалом. Это у него было изначально в том образе, как реакция на историю генерала Шаймуратова, его героической жизни и его гибели… С этим образом он и шел к детализации.

Я дополнял проект архитектурными элементами, чтобы ярче выявить вложенные скульптором чувства. Общее движение центра композиции – скульптуры и постамента – развивается по диагонали. Большинство скульпторов приняли решение развивать пластику, исходя из статичной трактовки постамента.

В проекте Салавата Александровича было очень мощно выраженное диагональное движение постамента вперед и вверх: группы бойцов, горы оружия, архитектурные мотивы Берлина, Парижа и Москвы, движение языков пламени и дыма – вся эта клубящаяся пластическая масса переходит в хвост и ноги коня, и далее – в фигуру всадника, в его бурку, в гриву коня и голову всадника. Это было единое мощное движение под углом к горизонтали. Оно сразу бросалось в глаза. И мне, как архитектору, была понятна с точки зрения композиции: таким образом вся мощь наклоненной площади подключается к взлетающей фигуре всадника. А при статической трактовке постамента возникает эффект одинокой шахматной фигурки на самостоятельно существующей огромной доске: когда фигура сама по себе, площадь сама по себе. Большинство авторов, участвующих в конкурсе, пошло по этому пути и, соответственно, получило более статичный итог.

Этот момент у Салавата Александровича решен совершенно уникально для конкретного места. В этом плане он наследует концепцию Фальконе с Медным всадником, когда всадник движется как бы по наклонной плоскости. И конь взлетает по наклонной круче…

Именно данный момент удивительным образом передан в виде экспрессивной скульптурной массы; она задает основную пластическую идею, которая подключает плоскость к всаднику. Плоскость всей площади.

Это нужно было дополнить какими-то мощными элементами-посредниками, являющимися неким промежуточным масштабным звеном между огромными многоколонными портиками, которые стоят на площади. Их три: «Минсельхоз», «Минстрой», «Башнефть», у них огромная высота, это примеры настоящего большого ордера, идущего на несколько этажей (колонны Башнефти достигают 14,6 метра) несопоставимая с размерами фигуры всадника, который по условиям конкурса должен был быть 4,5 метра высотой. Чтобы памятник не проваливался по отношению к габаритам площади, не растворялся в ней, а имел масштабную посадку по отношению к основным вертикалям и горизонталям площади, необходимо было ввести еще один элемент-посредник. Так в конкурсном проекте у нас появилось два обелиска – «1941» и «1945», представляющие собой сильные вертикали, стоящие за памятником, на которых должны находиться списки героев 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Таким образом он был визуально закреплен на своем месте этими вертикалями и по диагонали «выстреливал» в направлении центра площади. Постамент будет украшен многофигурными композициями, на которых изображены бойцы 112-й Башкавдивизии и башкирские конники, которые в 1814 году вошли в составе русского войска в Париж. Каждая колоннада будет начинаться и заканчиваться пилонами с золотыми лавровыми венками, а под ними мы предлагаем разместить металлические таблицы с именами 78 Героев Советского Союза и пяти полных кавалеров ордена Боевой Славы (уникальное для истории число награжденных!) – соратников генерала Шаймуратова по 112-й Башкавдивизии.

Учитывая стилистическую привязку основных зданий площади к классической архитектурной традиции, постамент и обелиски были решены в классике. С точки зрения стилистики мы не вводим в проект принципиально новые моменты, за исключением разве что модернизации отдельных мотивов постамента в духе советской архитектуры 1930-50 годов (мотивы ар-деко в отделке), что придает памятнику стилистически точный адрес, относящийся к герою и событиям Второй мировой войны.

На какой стадии находится работа? Мы только прошли республиканский градостроительный совет и показали окончательный вариант с посадкой памятника на площади. Нам пришлось соблюсти некоторые технические ограничения, попасть в заготовленный ранее фундамент, учесть наличие технологической камеры фонтана, чтобы не разрушить существующую инженерную инфраструктуру – она сохраняется и будет использована.

Предварительно общая высота постамента сейчас – порядка семи метров, всадника – 5,8 метра. Но это еще будет уточняться. Сначала будет сделан макет в натуральную величину.

Перед памятником, согласно уже утвержденному проекту, должен расположиться фонтан, работающий в нескольких режимах, с музыкальным сопровождением и подсветкой. Все инженерные коммуникации, корпус и оборудование для него установлены.

На обновленной же площади планируется проводить торжественные мероприятия, фестивали и концерты.

Здесь предусмотрены мощение площади гранитом, новые скамейки, урны, фонари, пандусы для безбарьерного доступа и станции WiFi. Здесь будет где разместиться и бизнесу: торговые помещения могут находиться по периметру площади, так как от кругового проезда вокруг нее решено отказаться.

Каркас скульптуры будет выполнен из нержавеющей стали, сама скульптура – из бронзы, постамент – железобетонный с облицовкой гранитными блоками, колоннада из гранита с элементами декоративной бронзы (тропейоны, знаменные группы, лавровые венки, бронзовые церы-таблицы с историей 112-й Кавдивизии).

Первый этап работ планируется завершить ко Дню республики.

А уфимцы и гости столицы смогут увидеть памятник легендарному генералу Шаймуратову в будущем году.

ВАЖНО:

Народный художник России, профессор Салават Щербаков работает в жанре монументальной и станковой скульптуры классического реалистичного стиля. Архитектурно-художественная мастерская С. А. Щербакова занимается разработкой архитектурных проектов, художественным проектированием, созданием монументальной скульптуры, ансамблей памятников, разработкой архитектурно-планировочных решений реконструкции городской среды, проектированием и созданием интерьеров.

Монументальные работы Салавата Щербакова многочисленны: 17-метровый памятник князю Владимиру на Боровицкой площади (2016), памятники конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову (2017), патриарху Гермогену (2013), шестнадцати патриархам, генеральному конструктору космических систем С. П. Королеву (2008); монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» (совместно с А. Н. Ковальчуком), изображающий водружение Знамени Победы над Рейхстагом и установленный на Поклонной горе (2010); оформление сквера на Комсомольской площади (2003); реконструкция Аллеи воинской славы на Поклонной горе и монумент Воинам стран-участниц антигитлеровской коалиции (2005); воинам-интернационалистам на Поклонной горе (2004) и многие другие.

– Такие люди, как генерал-майор Шаймуратов, становятся отражением характера своего народа, характера башкир, их многовековой воинской доблести, – сказал в интервью каналу БСТ автор памятника скульптор Салават Щербаков. – Мужество, смелость, самопожертвование, мудрость, самодисциплина, интеллект – все воплотилось в одном человеке, в истинном герое. Генерал-майор Минигали Шаймуратов – очень мощная и харизматичная личность. Опора на такую энергию и силу нужна и сегодня. Все это мы попытались отразить в нашей работе.

Ирина ШЕМАТОНОВА.

Фото предоставлено героем публикации и из открытых источников.

Похожие записи

УГАТУ вышел на связь с МКС

zi

В Уфе оказывается помощь вынужденным переселенцам из Донбасса

zi

На железнодорожном вокзале Уфы открылся современный бизнес-зал

zi