Главная » Марина Швец: “Жизнь заиграла новыми красками”
Общество

Марина Швец: “Жизнь заиграла новыми красками”

Марина Швец раньше была ведущей на местной радиостанции, теперь работает менеджером в IT-компании – занимается продажами справочно-правовых систем. И вот уже два года она – наставник.

– Мой путь, по которому я пришла к проекту «Наставничество», начался в раннем детстве, – вспоминает Марина. – Когда мне было 4 года, мои дядя с тётей усыновили пятилетнего мальчика из детского дома, и мы с сестрой часто с ним играли. Юра поразил меня тем, что разительно отличался от тех детей, которых я встречала. Он совсем не улыбался, всего боялся и прятал под подушку сладости и игрушки. Этот мальчик казался совсем одиноким, будто мир был ему чужд и опасен. Мы с сестрой пытались увлечь его играми, он всегда соглашался, но почему-то это не приносило ему того удовольствия, как нам. Мне как ребёнку на тот момент было непонятно и странно его поведение, и в то же время оно запомнилось на всю жизнь. Те испытания, которые в столь раннем возрасте уготовила ему судьба, были крайне тяжелы для маленького ребёнка: неблагоприятная среда, в которой он родился, отказ родной матери, разлука с сестрёнкой, детский дом и даже та новая семья, которая его приняла.

Когда я была студенткой, мы помогали детским домам: собирали деньги на канцтовары, покупали игрушки. Но я понимала, что это совсем не то, что может сделать ребёнка счастливым. Это всего лишь сиюминутная радость. Я вышла замуж и родила детей. Но мысль, что я могу чем-то помочь детям, оставшимся без попечения родителей, была со мной. И вот однажды я увидела объявление о проекте «Наставничество», ознакомилась с информацией и, взвесив свои силы и время, стала наставником для ребёнка из детского дома.

– Как вы с Даниилом друг друга нашли?

– В проекте «Наставничество» подбирают подопечных и наставников по схожести характеров – люди даже внешне бывают очень похожи. Даниил – открытый, общительный, любознательный мальчик. Мы с ним оба доверчивы, готовы прийти на помощь, занимаемся спортом, очень любим животных. Время вместе мы стараемся проводить активно: на природе, на городских спортивных и развлекательных мероприятиях. Дома тоже можем посидеть: ему очень нравится семейная обстановка. Сначала наше общение происходило в режиме онлайн, так как знакомство пришлось на период пандемии. Мы переписывались и созванивались, я задавала много вопросов для того, чтобы узнать про его интересы, предпочтения и черты характера. Дане важно было регулярно общаться со мной, даже просто помолчать в трубку.

– Трудно ли было подружиться?

– Когда мы только начали общаться вживую, мой подопечный всегда старался мне понравиться, помочь в каких-то бытовых вещах – порой меня это даже смущало. Но потом он стал открываться, рассказывал мне о себе, своей семье, и в чём-то наши взгляды не совпадали. В начале нашего общения Даня во всём видел опасность, но постепенно стал более открытым и уверенным. Мы вместе делаем уроки, занимаемся спортом, он болеет за моего сына на его турнирах, а мы поддерживаем и верим в Даниила на соревнованиях по боксу. Помню, как он переживал, что плохо будет кататься на коньках и не сразу сможет понять, как ездить на скоростном велосипеде. Но у него всё получилось с первого раза.

– Чему вы учитесь у Даниила?

– Моя жизнь заиграла новыми красками: благодаря Даниилу я научилась ценить абсолютно разные моменты, которые мы видим в повседневности. Мы вместе наблюдали, как парень тренирует собаку, как чистят снег снегоуборочные машины, как кошка кормит и заботится о своих котятах и многое другое, на что многие взрослые перестают обращать внимание. Я делюсь с ним своим опытом жизни, проговариваю те моменты, где допустила ошибки. В ответ он делится со мной своими переживаниями. Я не читаю ему нравоучений, просто показываю свой образ жизни и проживаю с ним наши счастливые моменты.

– Какие силы вы чувствуете в себе, чтобы быть наставником?

– В проекте я для того, чтобы во взрослой жизни подросток смог легче ориентироваться в жизни, понимал, что надо надеяться на себя, стараться жить правильно, не бояться и ещё многое другое. Ведь для счастья нужно немного – всего лишь чтобы тебя любили, чтобы рядом были близкие люди.Подростку, который начинает вступать во взрослую жизнь, просто необходим свой взрослый проводник. Это человек, который будет проводить с ним своё свободное время, поддерживать его в трудной ситуации, помогать и любить.

– Кому вы посоветуете идти в наставники?

– Людям, готовым делиться своим опытом, временем, быть готовым помочь ребёнку, поддерживать в сложных ситуациях и уметь преодолевать трудности в общении с подростком. Наставники – это такие люди, которые любят детей и не ждут какого-то вознаграждения, похвальбы. Они готовы делать добро просто так.

– К каким радостям и трудностям нужно быть готовыми?

– Радость будет от процесса общения. Трудности во взаимодействии с подростком неизбежны, но в проекте есть психолог, который всегда на связи и готовый разъяснить ситуацию, помочь. Куратор проекта также всегда может поддержать и дать совет, воспитатели детского дома подскажут, как найти подход к ребёнку и помогут в общении с ним. В проекте регулярно проходят полезные тренинги, встречи, где наставники делятся своим опытом. «Наставничество» – как одна большая дружная семья, поэтому у нас такой девиз: «Человеку нужен человек». А помочь ближнему и сделать его жизнь немного лучше – это высшее благо, на которое способен человек.

– Как чуткий взрослый может компенсировать издержки жизни ребёнка в казённом учреждении? Вот что думает об этом профессионал:

–  Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, травмирован. У него нарушена привязанность в связи с тем, что его разлучили с семьёй, – объясняет Эльмира Шарипова, психолог проекта «Наставничество» в Стерлитамаке и Ишимбае. Поэтому ребёнку сложно довериться этому миру, у него проблемы с самоидентификацией, непонимание относительно своего будущего. Также он лишён общения с таким человеком, который бы просто интересовался его жизнью, его чувствами, состоянием. Наставник может через принятие, через личные отношения с подопечным в той или иной мере компенсировать вышесказанное. Благодаря этому ребёнок сможет раскрыться, стать более уверенным в себе, довериться, получить опору, поддержку и научиться заново доверять этому миру. Также ребёнок не социализирован. У него есть определённые социальные барьеры, которые сформировались в результате жизни в детском доме. Наставник может помочь преодолеть их. Например, покупка продуктов, приготовление еды, перемещение по городу, оплата счетов, общение с людьми, семейные ценности, отношения с противоположным полом, формирование личных границ и многое другое. Также особую поддержку подросток получает тогда, когда выпускается из детского дома, то есть в период адаптации к более самостоятельной жизни”.

– Почему именно наставник?

– Сегодня есть много волонтёров и спонсоров, которые материально поддерживают социально незащищённых детей. Это могут быть различные подарки, одежда, развлекательные мероприятия, поездки и прочее. Однако подарок – это разовое действие, которое может удовлетворить небольшую потребность ребёнка. Покинутость – вот что
чувствует ребёнок. И он нуждается в значимом человеке, который всегда будет рядом. И которому он будет нужен.

– Как складывается пара наставник подросток?

– Мы составляем психологический портрет подростка и взрослого через индивидуальное собеседование. Также учитываем пожелания и интересы как ребят, так и взрослых. В подборе пары участвуют куратор, психолог проекта и куратор детского дома.Воспитанники детских домов ждут своих старших товарищей.

Проект “Наставничество для подростков, оставшихся без родителей, в Республике Башкортостан” реализуется на грант Главы Республики Башкортостан, при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан

Источник Стерлитамакский рабочий

Похожие записи

Парк Кашкадан станет основной площадкой празднования Дня города Уфы

zi

В Уфе доставят на дом халяльные продукты

zi

Городская комиссия инспектирует безопасность ледовых городков

zi