Марина Швец раньше была ведущей на местной радиостанции, теперь работает менеджером в IT-компании – занимается продажами справочно-правовых систем. И вот уже два года она – наставник.
– Мой путь, по которому я пришла к проекту «Наставничество», начался в раннем детстве, – вспоминает Марина. – Когда мне было 4 года, мои дядя с тётей усыновили пятилетнего мальчика из детского дома, и мы с сестрой часто с ним играли. Юра поразил меня тем, что разительно отличался от тех детей, которых я встречала. Он совсем не улыбался, всего боялся и прятал под подушку сладости и игрушки. Этот мальчик казался совсем одиноким, будто мир был ему чужд и опасен. Мы с сестрой пытались увлечь его играми, он всегда соглашался, но почему-то это не приносило ему того удовольствия, как нам. Мне как ребёнку на тот момент было непонятно и странно его поведение, и в то же время оно запомнилось на всю жизнь. Те испытания, которые в столь раннем возрасте уготовила ему судьба, были крайне тяжелы для маленького ребёнка: неблагоприятная среда, в которой он родился, отказ родной матери, разлука с сестрёнкой, детский дом и даже та новая семья, которая его приняла.
Когда я была студенткой, мы помогали детским домам: собирали деньги на канцтовары, покупали игрушки. Но я понимала, что это совсем не то, что может сделать ребёнка счастливым. Это всего лишь сиюминутная радость. Я вышла замуж и родила детей. Но мысль, что я могу чем-то помочь детям, оставшимся без попечения родителей, была со мной. И вот однажды я увидела объявление о проекте «Наставничество», ознакомилась с информацией и, взвесив свои силы и время, стала наставником для ребёнка из детского дома.
– Как вы с Даниилом друг друга нашли?
– В проекте «Наставничество» подбирают подопечных и наставников по схожести характеров – люди даже внешне бывают очень похожи. Даниил – открытый, общительный, любознательный мальчик. Мы с ним оба доверчивы, готовы прийти на помощь, занимаемся спортом, очень любим животных. Время вместе мы стараемся проводить активно: на природе, на городских спортивных и развлекательных мероприятиях. Дома тоже можем посидеть: ему очень нравится семейная обстановка. Сначала наше общение происходило в режиме онлайн, так как знакомство пришлось на период пандемии. Мы переписывались и созванивались, я задавала много вопросов для того, чтобы узнать про его интересы, предпочтения и черты характера. Дане важно было регулярно общаться со мной, даже просто помолчать в трубку.
– Трудно ли было подружиться?
– Когда мы только начали общаться вживую, мой подопечный всегда старался мне понравиться, помочь в каких-то бытовых вещах – порой меня это даже смущало. Но потом он стал открываться, рассказывал мне о себе, своей семье, и в чём-то наши взгляды не совпадали. В начале нашего общения Даня во всём видел опасность, но постепенно стал более открытым и уверенным. Мы вместе делаем уроки, занимаемся спортом, он болеет за моего сына на его турнирах, а мы поддерживаем и верим в Даниила на соревнованиях по боксу. Помню, как он переживал, что плохо будет кататься на коньках и не сразу сможет понять, как ездить на скоростном велосипеде. Но у него всё получилось с первого раза.
– Чему вы учитесь у Даниила?
– Моя жизнь заиграла новыми красками: благодаря Даниилу я научилась ценить абсолютно разные моменты, которые мы видим в повседневности. Мы вместе наблюдали, как парень тренирует собаку, как чистят снег снегоуборочные машины, как кошка кормит и заботится о своих котятах и многое другое, на что многие взрослые перестают обращать внимание. Я делюсь с ним своим опытом жизни, проговариваю те моменты, где допустила ошибки. В ответ он делится со мной своими переживаниями. Я не читаю ему нравоучений, просто показываю свой образ жизни и проживаю с ним наши счастливые моменты.
– Какие силы вы чувствуете в себе, чтобы быть наставником?
– В проекте я для того, чтобы во взрослой жизни подросток смог легче ориентироваться в жизни, понимал, что надо надеяться на себя, стараться жить правильно, не бояться и ещё многое другое. Ведь для счастья нужно немного – всего лишь чтобы тебя любили, чтобы рядом были близкие люди.Подростку, который начинает вступать во взрослую жизнь, просто необходим свой взрослый проводник. Это человек, который будет проводить с ним своё свободное время, поддерживать его в трудной ситуации, помогать и любить.
– Кому вы посоветуете идти в наставники?
– Людям, готовым делиться своим опытом, временем, быть готовым помочь ребёнку, поддерживать в сложных ситуациях и уметь преодолевать трудности в общении с подростком. Наставники – это такие люди, которые любят детей и не ждут какого-то вознаграждения, похвальбы. Они готовы делать добро просто так.
– К каким радостям и трудностям нужно быть готовыми?
– Радость будет от процесса общения. Трудности во взаимодействии с подростком неизбежны, но в проекте есть психолог, который всегда на связи и готовый разъяснить ситуацию, помочь. Куратор проекта также всегда может поддержать и дать совет, воспитатели детского дома подскажут, как найти подход к ребёнку и помогут в общении с ним. В проекте регулярно проходят полезные тренинги, встречи, где наставники делятся своим опытом. «Наставничество» – как одна большая дружная семья, поэтому у нас такой девиз: «Человеку нужен человек». А помочь ближнему и сделать его жизнь немного лучше – это высшее благо, на которое способен человек.
– Как чуткий взрослый может компенсировать издержки жизни ребёнка в казённом учреждении? Вот что думает об этом профессионал:
– Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, травмирован. У него нарушена привязанность в связи с тем, что его разлучили с семьёй, – объясняет Эльмира Шарипова, психолог проекта «Наставничество» в Стерлитамаке и Ишимбае. Поэтому ребёнку сложно довериться этому миру, у него проблемы с самоидентификацией, непонимание относительно своего будущего. Также он лишён общения с таким человеком, который бы просто интересовался его жизнью, его чувствами, состоянием. Наставник может через принятие, через личные отношения с подопечным в той или иной мере компенсировать вышесказанное. Благодаря этому ребёнок сможет раскрыться, стать более уверенным в себе, довериться, получить опору, поддержку и научиться заново доверять этому миру. Также ребёнок не социализирован. У него есть определённые социальные барьеры, которые сформировались в результате жизни в детском доме. Наставник может помочь преодолеть их. Например, покупка продуктов, приготовление еды, перемещение по городу, оплата счетов, общение с людьми, семейные ценности, отношения с противоположным полом, формирование личных границ и многое другое. Также особую поддержку подросток получает тогда, когда выпускается из детского дома, то есть в период адаптации к более самостоятельной жизни”.
– Почему именно наставник?
– Сегодня есть много волонтёров и спонсоров, которые материально поддерживают социально незащищённых детей. Это могут быть различные подарки, одежда, развлекательные мероприятия, поездки и прочее. Однако подарок – это разовое действие, которое может удовлетворить небольшую потребность ребёнка. Покинутость – вот что
чувствует ребёнок. И он нуждается в значимом человеке, который всегда будет рядом. И которому он будет нужен.
– Как складывается пара наставник подросток?
– Мы составляем психологический портрет подростка и взрослого через индивидуальное собеседование. Также учитываем пожелания и интересы как ребят, так и взрослых. В подборе пары участвуют куратор, психолог проекта и куратор детского дома.Воспитанники детских домов ждут своих старших товарищей.
Проект “Наставничество для подростков, оставшихся без родителей, в Республике Башкортостан” реализуется на грант Главы Республики Башкортостан, при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан